Сведения об образовательной организации

Доступная среда. Инклюзивное образование в МГУПП для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация принципов инклюзии в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный университет пищевых производств» является одной из приоритетных задач его развития, что означает создание дружественной и доступной образовательной среды университета, учитывающей особенности, интересы и потребности каждого обучающегося, в том числе студентов (ординаторов, аспирантов) со специальными образовательными потребностями.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательным актам Российской Федерации в области образования обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также локальными нормативными актами МГУПП университетом ведётся работа по обеспечению условий и созданию равных прав на образование вышеназванной категории лиц по программам высшего и среднего профессионального образования.

Провозглашенный университетом курс на обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов реализуется через:

  • Инклюзивную систему обучения в общих группах, в том числе по индивидуальному учебному плану с возможностью применения ЭО и ДОТ, а так же индивидуальную организацию учебной работы за счет специализированных учебных заданий и форм контроля, учитывающих нозологию обучающихся.
  • Довузовская подготовка в общей системе довузовской подготовки абитуриентов МГУПП.
  • Профессиональную ориентацию абитуриентов и обучающихся в форме консультаций по вопросам приёма и обучения.
  • Сопровождение вступительных испытаний абитуриентов, в том числе предоставление ассистента, возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно), увеличение продолжительности вступительных испытаний, прочих условий и услуг, определяемых законодательством.
  • Социально-психологическое консультирование преподавателями МГУПП, имеющими соответствующую квалификацию.
  • Адаптационная физкультура и спорт.
  • Создание безбарьерной архитектурной среды в вузе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения – доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений.

Локальные нормативные акты МГУПП в области образования, учитывающие, в том числе особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, представлены в разделе Сведения об образовательной организации (Документы).

Законодательные акты Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
Особенности реализации учебного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Учебный процесс для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в университете организуется с учетом особенностей данной категории обучающихся и строится на сочетании аудиторных занятий, самостоятельной работы обучающихся и занятий с применением интернет-технологий, проходящих в интерактивном режиме.

Каждый обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может проходит обучение по индивидуальному учебному плану, который формируется на текущий семестр сотрудниками деканата. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины в университете дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации (в том числе интернет-консультации) с преподавателями.

Большое внимание уделяется удовлетворению потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Mедиатека и сервисы ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предлагает для лиц с особыми потребностями, слабовидящих: аудиокниги (учебники, учебные пособия, методическая и научная литература), возможность увеличения шрифта, озвучивания книг с сайта при помощи программ экранного доступа, тифлопрограмм, http://biblioclub.ru/index.php?page=static_red&id=106 .

ЭБС IPRbooks (Ай Пи Эр Медиа) предлагает решения в области адаптивных технологий, которые позволяют обучающимся с плохим зрением или полной его потерей получить доступ к большому фонду лицензионной учебной, научной, художественной литературы и периодики в формах, адаптированных к их ограничениям здоровья: прослушивать аудиокниги, работать с электронными изданиями дистанционно через специальное программное обеспечение (http://www.iprbookshop.ru/special.)

Образовательные программы ФГБОУ ВО «МГУПП» обеспечивают равные возможности обучающихся в получении высшего образования обучающимся из числа инвалидов и(или) лиц с ОВЗ за счет её адаптации к данной категории студентов: за счет учёта индивидуальных особенностей данной категории обучающихся - психофизического развития, индивидуальных возможностей; предоставления специальных условий обучения (при необходимости), использования в образовательном процессе элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в доступной форме), работы в электронной информационно-образовательная среде университета 1С МГУПП, а также за счёт включения в ОПОП ВО адаптационных дисциплин.

Адаптационные дисциплины (модули) рассчитаны на адаптацию инвалидов и(или) лиц с ОВЗ к обучению в высшей школе, включая социальную адаптацию. Адаптационные дисциплины (модули) представлены в Учебных планах университета факультативами и выбираются обучающимися из числа инвалидов и(или) лиц с ОВЗ по личному заявлению.

Обучение по дисциплине физическая культура и спорт

Образовательные программы ФГБОУ ВО «МГУПП» в части разработки и реализации дисциплины физическая культура и спорт осуществляются в порядке, установленном университетом самостоятельно и регламентируются отдельным локальным актом вуза. Для инвалидов и лиц с ОВЗ университет определяет и обеспечивает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом нозологии и состояния их здоровья.

Группы для занятий инвалидов и лиц с ОВЗ по физической культуре и спорту формируются в зависимости от видов ограничений здоровья обучающихся. В дисциплины включены часы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровье сбережения, в том числе с учетом ограничений здоровья обучающихся. В программу адаптивных дисциплин по физической культуре и спорту (для инвалидов или лиц с ОВЗ) включены подвижные занятия адаптивной физкультурой в спортивных залах МГУПП и(или) на специальных площадках (открытом воздухе). Обучение проводят преподаватели, имеющие соответствующую квалификацию и подготовку (работа с инвалидами или лицами с ОВЗ). Введение адаптационных дисциплин в образовательную обеспечивает учебную и психологическую и социальную адаптацию обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, а также обеспечивают им равные возможности при обучении.

Дисциплину физическая культура и спорт в группах, где имеются обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, ведут преподаватели, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.

Практика

Обучающимся из числа инвалидов и(или) лиц с ОВЗ оказывается помощь (руководителями практики от выпускающий кафедр и(или) руководителем практики от университета (Пашаев В.Ш., канд. наук, доцент, pashaev@mgupp.ru) в части подбора базы практики, позволяющей полноценно обеспечивать практическую подготовку данной категории студентов.

По личному заявлению обучающихся выпускающая кафедра обеспечивает полноценное прохождение практики, а именно:

  • учитывает рекомендации, содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, или рекомендации медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда;
  • учитывает доступность производственной среды, а при необходимости и возможности организации обращается к последней с просьбой обеспечить (создать) специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений, а также с учетом характера труда и выполняемых трудовых функций;
  • устанавливает инвалиду или лицу с ОВЗ отдельные (специальные) формы проведения практики с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в том числе с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий.