Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков встретился со студентами российских вузов на форуме «Уроки Нюрнберга»
21 ноября 2020Одна из 9 тематических площадок форума организована Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Сегодня на ней состоялся открытый диалог со студентами Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова и историка, писателя, сенатора Международной ассоциации прокуроров Александра Звягинцева.
В работе утренней сессии Форума приняла участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина. В дискуссии, которая прошла в смешанном формате, также приняли участие ректоры и проректоры вузов страны, эксперты Российской академии наук.
Елена Дружинина отметила рост интенсивности общественной дискуссии по теме Нюрнбергского трибунала: «Только с августа этого года интенсивность упоминания темы в России выросла почти в десять раз – до 2 000 сообщений в месяц. При этом и число публикаций в англоязычных СМИ также увеличилось кратно – почти в 4 раза».
Медийная активность и упоминаемость темы в социальных сетях, по заявлению Елены Дружининой, значительно влияют на повышение внимания молодого поколения к теме исторической достоверности и сохранения памяти. При этом, большую роль в восприятии материала играет форма передачи знаний.
«Сочетание эстетической и фактологической информации через фильмы, спектакли, книги, приносят ощущение полноты знаний о войне. В век технологий, клипового мышления, только нестандартные подходы к образовательному процессу могут увлечь студентов и погрузить их в историческое прошлое», – подчеркнула замминистра.
Говоря о внедрении нового модуля по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи в образовательный процесс, Елена Дружинина обратила внимание участников Форума на эффективность взаимодействия экспертов, вузовских коллективов и студентов при разработке тематической и методологической основы модуля и отметила важность многосторонней коммуникации в образовательной работе.
«Минобрнауки намерено системно и четко выстраивать систему гражданско-патриотического и нравственного воспитания. <…> Уверена, что сегодняшняя встреча поможет нам реализовать этот непростой, амбициозный и очень важный для будущего нашей страны шаг», – заключила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина.
Главной темой дискуссии стало значение Нюрнбергского процесса в общем контексте российской и мировой истории.
«О Нюрнберге много сказано, его значение невозможно переоценить, – сказал во вступительном слове Валерий Фальков. – Это историческое событие выходит далеко за пределы 20 века, по своему масштабу и влиянию на историю человечества».
Валерий Фальков подчеркнул, что на основе Нюрнберга были приняты основополагающие международные документы, в том числе Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
«Для понимания роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии Нюрнберг сыграл важный финальный аккорд», – отметил глава Минобрнауки России.
Участники встречи обсудили роль Нюрнбергского процесса в системе высшего образования страны. Студент МГУПП Саддик Хашим Юссуф (страна Чад) задал министру вопрос о значении для истории наследия Второй Мировой войны.
Валерий Фальков отметил, что знать о подобных мировых исторических событиях, понимать их и анализировать должен каждый студент, вне зависимости от выбранной специальности: «Если вы учитесь на историка, политолога, юриста, вы в равной степени не можете считать себя образованным человеком, если вы не знаете этих исторических фактов, и вы не знаете, как это нужно трактовать».
Министр также добавил, что в настоящее время в образовательном процессе обязательно должна присутствовать воспитательная составляющая. По мнению Валерия Фалькова, синтез воспитания и образования позволит донести до молодого поколения неискаженный смысл нашего исторического прошлого.
«Мы имели бы совершенно другую историю, если бы не было юридически значимого документа: приговора Нюрнбергского трибунала. Мы должны помнить об этом, передавая из поколения в поколение знания о Великой Отечественной войне. Мы воспитываем молодое поколение и передаем правильную оценку исторических событий», – заключил Валерий Фальков.
Александр Звягинцев поделился личным опытом исторической и творческой работы с темой Нюрнбергского трибунала, отметив невозможность фальсификации истории в современном мире: «Решение Нюрнбергского суда окончательно и обжалованию не подлежит».
Он также рассказал студентам о спектакле «Нюрнбергский вальс», поставленной в МХАТе им. М. Горького по его одноименной пьесе и призвал профессорско-преподавательский состав и обучающихся вузов страны посмотреть постановку и поделиться своими впечатлениями.
В ходе встречи Министра и сенатора со студентами были подведены итоги Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России. В конкурсе, который проводился в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», приняли участие 236 человек их 31 субъекта страны.
Напомним, Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга» проходит в Москве 20-21 ноября. Крупнейший съезд представителей профессиональных сообществ и общественных организаций приурочен к 75-летию начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками. Форум, организованный Музеем Победы, является одним из ключевых событий Года памяти и славы.
по материалам
https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3397
https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3400